Бережная и быстрая адаптация

img_1784Как обычно проходит адаптация в вашем детском саду?

Этот процесс становится легким и незаметным, благодаря нашему чуткому и внимательному персоналу. Во время адаптационного периода мы оказываем ребенку повышенное внимание, ласку и заботу. Включаем его в коллектив, наблюдаем за тем, чтоб новые малыши в группе не оставались в стороне. Как правило первый раз рекомендуем приводить ребёночка на несколько часов, второй раз на половину дня, третий раз оставить на дневной сон, а в четвёртый раз оставить на полный день. Это проверенная система позволяет малышу привыкнуть к новой среде.

Как помочь своему малышу адаптироваться к детскому саду.

Механизмы адаптации

Родители, отдавая ребенка в дошкольное учреждение, беспокоятся за его судьбу. И это обосновано.

Детский сад — это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей — потребность в безопасности и защищенности. Ребенок впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же, как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений. Из привычного мира семьи он попадает в совершенно новые условия многоликой детской среды. Поэтому вполне понятно, почему малыши с первых дней посещения плачут, тяжело переживают разлуку с мамой.

Поговорим об этапах адаптационного периода.

1 этап — подготовительный

Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад.

Задача этого этапа — сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. Необходимо особое внимание уделять рациону питания малыша: приучать его есть различные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т.д. Тогда в детском саду ребенок не будет отказываться от знакомой пищи и не останется голодным.

Воспитателям сложно уделить внимание новеньким, которые   привыкли есть через соску, сидя у взрослого на руках, и т.д. Педагог сможет только докормить ребенка по необходимости. То же и при укладывании спать. Ломка устойчивых стереотипов при кормлении и укладывании спать в дошкольном учреждении приводят к негативным реакциям адаптирующихся детей. Поэтому всю коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и сделать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему малыша от переутомления.

Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, раздеваться, одеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии.

Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены и малыш подготовлен к приходу в детский сад, наступает следующий этап — в работу включается педагог, который непосредственно будет работать с ребенком в детском саду.

2 этап — основной

Главная задача — создание положительного образа воспитателя. Родителям следует подробно и откровенно рассказать воспитателю об особенностях своего ребенка: что малыш  любит есть, какую игрушку любит больше всего. Как он засыпает, как его ласково называют дома. Имея полную информацию о ребенке, воспитатель быстрее поймет его и установит контакт, сумев предложить любимую игрушку или назвав ласково по имени.

На фоне положительного эмоционального общения легко складывается и деловое сотрудничество взрослого и малыша. Поэтому мама может на некоторое время выйти из садика, а если ребенок спохватиться, обнаружив ее отсутствие, он тут же успокаивается, услышав заверения в том, что мама вернется. Так малыш начинает верить воспитателю.

3 этап — заключительный

Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие малыша, аппетит, в последнюю очередь — сон.

Меры, облегчающие адаптацию:

Необходимо заранее готовить ребенка к поступлению в детское учреждение.

Когда Вы приходите в детский сад — познакомьтесь с группой, с сотрудниками.

В адаптационный период нежелательно разрушать любые привычки, в том числе и вредные (например, если ребенок сосет палец, не засыпает без соски или пения, любит находиться на руках у взрослого и т.п.), т.к. это осложнит приспособление к новым условиям. Если к моменту поступления малыша в детский сад Вам не удалось отучить его от вредных привычек, предупредите об этом воспитателя.

Для детского сада потребуются определенные вещи. Путь ребенок пойдет покупать вместе с Вами. Позаботьтесь о там, чтобы вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застежек и пуговиц. Обувь должна быть на липучках или на молнии. Варежки в верхней одежде на резинке.

Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы малыш пошел в сад. Например: «Детский сад — это такой большой дом с красивым садиком, куда мамы и папы приводят своих детей. Тебе там очень понравится: там много других детишек, которые все делают вместе — кушают, играют, гуляют. Вместо меня там будет с тобой тетя-воспитательница, которая станет заботиться о тебе, как и о других малышах. В детском саду много игрушек, там замечательная детская площадка, можно играть с другими детьми в разные игры и т.д.».

Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще Вы будите его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя Ваш ребенок, когда пойдет в сад. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что он будет делать в саду после прогулки, куда он будет складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, и что он будет делать после обеда.

Формируем позитивный настрой. Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, — ведь его приняли в детский сад. И через некоторое время Ваш ребенок будет сам с гордостью говорить окружающим о том, что скоро он пойдет в детский сад.

Рассказываем о том, что ждет ребенка в детском саду. Честно говорим о возможных трудностях. Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: «Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать».

Важно научить ребенка общаться со сверстниками (поделиться игрушкой, поблагодарить). Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки. Ребенок привыкнет к детскому саду тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии Вашего малыша по именам. Спрашивайте его дома о новых друзьях. Поощряйте обращения Вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям. Чем лучше будут Ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем легче будет Вашему ребенку.

Уменьшайте нагрузку на нервную систему: на время прекратите походы в цирк, в театр, в гости и в другие многолюдные и шумные места, сократите просмотр телепередач

Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.

Введите режимные моменты детского сада в домашний режим дня.

Забирайте первое время пораньше домой, создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить Вас. Например, поцелуйте его в одну щечку, в другую, помашите ручкой, после чего он спокойно идет в садик. Не надо затягивать утреннее расставание с ребенком, если он плачет: разденьте его, передайте в руки воспитателю, скажите, когда придете, и уходите. Воспитатель примет все меры, чтобы успокоить и отвлечь Вашего ребенка.

 

Дети, которые плачут при расставании с мамой, не редкость. Прежде чем решать, что делать в таких ситуациях, необходимо узнать у воспитателей, что бывает после ухода родителя. Если после того, как мама ушла, ребенок чувствует себя хорошо, не грустит, не спрашивает про маму, легко справляется с режимом дня, то, скорее всего, необходимо изменить только сложившуюся «традицию» расставания, придумать новые ритуалы. Договоритесь, что ребенок будет махать маме рукой из определенного окна (к нему ведь еще надо добежать, пока мама выходит на улицу, а это отвлекает от горестных мыслей).

Однако встречаются дети, которые сильно нервничают в отсутствие мамы, следят за временем в ожидании возвращения. Если мамы нет рядом, у них ухудшается сон и аппетит, иногда они просто отказываются от еды и не ложатся. Как правило, такое поведение детей является следствием поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в жизни ребенка, нежелание увидеть в его поведении элементы манипулирования взрослыми — все эти причины в той или иной степени могут провоцировать подобное поведение.

В этом случае именно мама должна изменить свое внутреннее состояние. Полезно заранее, приучать ребенка к расставанию, провоцируя такие ситуации, когда малыш сам захочет попросить маму отлучиться. Например, ему нужно сделать для мамы сюрприз, или он заигрался с друзьями, а Вам нужно в магазин. Уходя надолго, просите не взрослых, а ребенка следить за порядком в доме. Давайте ему поручения, просите что-нибудь сделать к Вашему приходу, пусть сам проследит за временем, когда пора есть или ложиться спать. При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много Вы успели сделать, потому что он помог Вам.

Ну и, конечно, не забудьте похвалить ребенка, когда Ваши расставания на пороге детсада начнут проходить спокойно. Правда, надо быть готовым, что иногда ребенок будет встречать Вас вечерним плачем. Не пугайтесь: это не означает, что ему там плохо, просто надо же как-то передать мамочке свои переживания и получить порцию нежности. Старайтесь приласкать ребенка до того, как он заплачет.

Планируйте свою жизнь с учетом интересов малыша. Помните, что на привыкание малыша к детскому саду может потребоваться до полугода времени, поэтому тщательно рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность «подстроиться» под особенности адаптации малыша.

Подчеркивайте, что Ваш ребенок, как и прежде Вам дорог и любим. В период адаптации усиленно эмоционально поддерживайте его. Все время объясняйте ребенку, что он для Вас, как прежде, дорог и любим, чаще обнимайте его и целуйте.

Не угрожайте ребенку детсадом как наказанием за детские грехи, за его непослушание!

В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом!

Повысьте роль закаливающих мероприятий. Они не защитят от инфекционных заболеваний, но уменьшат вероятность возникновения возможных осложнений.

Сами готовимся к тому, что нужно будет расставаться с ребенком.

Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне похода ребенка в детский сад или в случаях, если ребенок заболевает: ребенок фиксирует родительские способы реагирования и включает их в собственную модель и стиль поведения.

Поступление в сад — это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих. У мамы тоже «рвется» сердце, когда она видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад. Чтобы помочь себе, нужно:

— быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее;

— поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание, адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком — с Вами! Он пока не знает, что Вы обязательно придете, еще не установился режим. Но Вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада.

Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач — это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют Вас переживать, но Вы тоже обязательно справитесь.

Теперь, когда Вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, Вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на «нет».

Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит; любознательность и стремление к действию возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным поощрениям.

Через некоторое время Вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.

Завершение адаптации

Адаптационный период считается законченным, если:

  • ребенок с аппетитом ест;
  • быстро засыпает, вовремя просыпается;
  • играет.

Длительность адаптации зависит от уровня развития ребенка:

если у ребенка слабо развита речь, низкий уровень самостоятельности, он не может обходиться без помощи взрослых ни в игре, ни при кормлении, ни при укладывании на сон, то период адаптации будет проходить сложнее и может растянуться на месяц и более;

если с ребенком систематически занимаются дома, то ребенок растет общительным и самостоятельным и период адаптации заканчивается за 10-12 дней.